Рассказываем, как экологичный подход может окупаться и быть выгодным для всех.
Экологичность простыми словами — это забота о природе. Но эти простые слова требуют серьезных действий. В 2015 году страны ООН приняли резолюцию (Источник 1) о том, что наш мир нуждается в глобальных изменениях, и поставили для этого 17 целей устойчивого развития в разных областях, от образования до экологии. На одну из них ООН рекомендует обратить особое внимание.
< class="js-fancybox-image-news" src="/upload/blog/All_34_1800x700_20231302%20(1).jpg" height="280">
Сегодня не существует компаний, которых бы не касались проблемы окружающей среды. Так экологичность стала постоянной частью бизнес-повестки, особенно в крупных компаниях, которые создают мировые тренды и определяют отношение аудитории к важным вопросам. Они заявляют о необходимости экологичного подхода, увеличивают производительность и эффективность бизнеса с фокусом на заботу об окружающей среде. Это отвечает принципам управления ESG:
E — environment, ответственное отношение к окружающей среде,
S — social, высокая социальная ответственность,
G — governance, высокое качество корпоративного управления.
Это те же принципы устойчивого развития, только для бизнеса. ESG тоже придумали в ООН для привлечения внимания корпораций к мировым проблемам.
Особенно важно вкладываться в экопроекты в сфере крупной промышленности, фармакологии и бытовой химии — лидеров по загрязнению окружающей среды. Природе вредит не только производство бытовой химии и лекарств, но и результаты использования этих продуктов в быту. Такие отходы сложно отследить и утилизировать без вреда. Например, когда гормоны, антибиотики и другие сильнодействующие препараты выводятся из нашего организма и попадают в сточные воды, при слабой работе водоочистных сооружений, они могут влиять на плодородность почвы и нарушать баланс экосистем. В результате появляются так называемые устойчивые бактерии — они слабо или совсем не реагируют на антибиотки, и множество заболеваний, от пневмонии до заражения крови, хуже поддаются лечению.
Микропластик, который встречается в средствах для стирки, зубной пасте или шампуне, распространяется по планете и обнаруживается даже в ледниковой воде и в организмах глубоководных рыб. Частицы микропластика могут повреждать внутренние органы и выделяют токсичные вещества — это вредит здоровью всех живых существ планеты.
Переводить бизнес на экологичное производство — сложные и дорогие инвестиции, но в долгосрочной перспективе такое производство становится дешевле (Источник 2) обычного. Кроме того, любой честный и посильный вклад в экологию окупается. Покупатели готовы платить больше ответственным брендам и все чаще отказываются от привычных продуктов в пользу более экологичных. Особенно популярны эко-товары среди продуктов питания (Источник 3), бытовой химии, косметики и детских товаров — чем ближе к телу, тем важнее потребителю получить безопасный продукт, и тем выше ответственность производителей.
Благодаря спросу вклад компаний в экоповестку окупается и на уровне инвестиций. Отстройка от конкурентов и гринвошинга, участие в рейтингах и дополнительная узнаваемость — все это позволяет привлекать партнеров и продолжать рост бизнеса. Кроме социальной ответственности здесь важно вот что: вкладываться в неэкологичные производства становится менее выгодно с каждым годом. В 2021 году стартапы, которые стремятся сократить вредные выбросы в атмосферу, привлекли $32 млрд венчурных инвестиций. А доля инвесторов, которые вкладывают деньги в «зеленую» экономику уже превысила 60% от общего числа.
Большинство стран также нацелены на улучшение экологической ситуации, поэтому стараются ее регулировать. Самое простое — ввести запреты и штрафы на токсичные производства и ограничить импорт товаров, опасных для окружающей среды. Например, в Руанде, Франции и Индии запрещено использование одноразового пластика.
В странах, где экологическую ситуацию давно и тщательно контролируют, есть и мотивационные инструменты. Государство дает льготы предприятиям, которые устанавливают качественные системы очистки выбросов или утилизации промышленных отходов, предоставляет выгодные кредитные условия, налоговые льготы или упрощенный доступ к госзакупкам.
Так возникает целая экосистема, где все участники нацелены на заботу о планете: покупатели, производители, инвесторы, правительства. У этой системы еще много проблем и она далека от идеала, но процесс уже запущен. Тренд на устойчивое развитие и осознанное потребление будет только нарастать, и компании, которые не обращают на это внимание сейчас, не смогут полноценно влиять на бизнес-процессы в дальнейшем.
Вот ключевые задачи компаний, которые хотят стать экологичными:
Использовать меньше ресурсов: экономить воду и электричество на производстве, уменьшить количество упаковки, отказаться от листовок для промоакций.
Сократить потребление внутри компании: это может касаться мелочей — например, многие компании убирают одноразовые стаканчики для кулера, так и серьезных логистических решений — деловые авиаперелеты требуют колоссального количества ресурсов.
Делать продукты экологичнее: вносить изменения в уже существующие продукты и разрабатывать новые так, чтобы все решения были безопасны для человека и окружающей среды.
Сократить количество отходов: переработка материалов внутри компании, использование вторсырья.
Придумывать экологические проекты: в том числе обмениваться опытом с другими компаниями, создавать совместные инициативы.
Делать вклад в развитие полезных привычек у сотрудников и покупателей бренда: сажать деревья, организовать пункт приема батареек в офисе или поощрять у покупателей вторичное использование упаковки скидками и акциями.
С заботой о вас,
SYNERGETIC
Источники:
Генеральная Ассамблея // Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года
Harvard Business Review // Making Sustainability Profitable
НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS при поддержке Совета министров Северных стран. // КАК ПОКУПАТЕЛИ ВЫБИРАЮТ ЭКОТОВАРЫ?